Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

С 28.04.2017 года в силу вступают изменения в Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Главные изменения коснулись п. 15.1 - 17.1 статьи 12 данного Федерального закона.


Суть нововведений состоит в замене для легковых автомобилей граждан РФ основного вида страхового возмещения по ОСАГО – с денежного на «натуральный». Если ранее, страховая компания была обязана выплатить денежное возмещение, то теперь - должна организовать ремонт на станции технического обслуживания и оплатить его, и лишь в исключительных случаях – выплатить деньги.

Предложенные нововведения закона увеличат сроки восстановления поврежденного имущества и расходы граждан на восстановление своего транспортного средства, а слабая проработка закона наверняка создаст простор для злоупотреблений качеством ремонта.

Для организации ремонта, страховые компании обязаны будут заключить договоры со станциями технического обслуживания и указать их список на своем сайте. Станция технического обслуживания должна располагаться в пределах пятидесяти километров от места ДТП или места жительства потерпевшего и иметь возможность обеспечить ремонт в течение тридцати рабочих дней. Если же гражданин хочет отремонтировать автомобиль в другом автосервисе, ему понадобится согласие страховой компании.

Если добавить к тридцати рабочим дням для проведения ремонта, двадцать дней, которые есть у страховой компании на осмотр, оценку автомобиля и выдачу направления на ремонт, то получается, что гражданам придется обходиться без своего автомобиля после ДТП, в среднем, около двух месяцев.

С новым законом на граждан лягут и дополнительные расходы. Во-первых, расходы по доставке своих транспортных средств до станции технического обслуживания. Страховая компания будет оплачивать доставку к месту ремонта, только если станция технического обслуживания расположена дальше пятидесяти километров. Во-вторых, если стоимость ремонта превысит страховую сумму, страховая компания определит сумму доплаты, которую должен будет заплатить гражданин.


Однако ахиллесовой пятой нового закона стал вопрос качества ремонта. Закон устанавливает три требования к качеству:

  1. Допускается ремонт с использованием только новых деталей;
  2. Если транспортному средству меньше двух лет – станция технического обслуживания должна иметь договор с дистрибьютором;
  3. Гарантия на ремонтные работы – шесть месяцев во всех случаях, двенадцать месяцев - если в ремонт входят кузовные или лакокрасочные работы.


Весь положительный эффект от запрета использования деталей, бывших в употреблении, сводится к нолю разрывом в соотношении рыночных цен и цен, установленных справочником единой методики расчета стоимости автозапчастей (публикуется и актуализируется один раз в пол года российским союзом автостраховщиков).

Существенно заниженные, по сравнению с рыночной стоимостью, цены в справочнике будут вынуждать станции технического обслуживания использовать новые, но дешевые и некачественные детали, что, разумеется, скажется и на их функционале. Данный вопрос нельзя игнорировать с учетом того, что автомобиль является источником повышенной опасности и от качества его деталей часто зависят жизни людей.

Помимо этого, выбор именно двухлетнего срока службы автомобиля, как критерия для возможности проводить ремонт у официального дистрибьютора, ничем не обоснован. Такая норма порождает серьезную проблему – судьбу автомобилей старше двух лет, но с еще не истекшим соком гарантии, например, три - пять лет. Ремонт по новому закону прекратит их гарантию.

Кроме того, три указанные нормы вряд ли можно назвать исчерпывающим регулированием такого объемного вопроса, как качество ремонта. Это даст возможность для простора злоупотреблений качеством деталей и ремонта со стороны станций технического обслуживания.

Законом все же предусмотрены случаи, когда граждане могут выбрать денежное возмещение:

  1. Между сторонами заключено соглашение;
  2. Транспортное средство полностью уничтожено;
  3. Смерть потерпевшего;
  4. Причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо если потерпевший является инвалидом (при выборе денежной формы страхового возмещения);
  5. Стоимость ремонта свыше максимальной суммы страхового возмещения (400 000 рублей) или возмещения при оформлении ДТП без полицейских;
  6. Ближайшая станция технического обслуживания находится дальше 50 километров и страховщик не организует доставку к этой станции.
    Однако данные случаи растворяться в море судебных споров, разрешить которые станет намного сложнее, так как их причиной станет качество ремонта и деталей.

Размер ответственности страховых компаний за неисполнение своих обязательств не изменился: как и прежде, штрафы предусмотрены только за несоблюдение сроков (п. 21 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ): 

  1. Если по истечении двадцати календарных дней с момента подачи заявления о страховом случае, страховая компания отказывает в страховом возмещении и, при этом, уклоняется от направления мотивированного отказа – она обязана выплатить неустойку в размере 0,05% от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки; 
  2. Если по истечении тех же двадцати календарных дней с момента подачи заявления о страховом случае, страховая компания не выдает направление на ремонт, то она обязана выплатить неустойку в размере 1% от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки;
  3. Если в течение тридцати рабочих дней с момента сдачи автомобиля на станцию технического обслуживания, ремонт не завершен – страховая компания обязана выплатить неустойку в размере 0,5% от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки.


Ответственность страховщиков дополняют положения Закона «О защите прав потребителей». Данный закон позволяет, во-первых, взыскать со страховой компании помимо неустойки и убытки, а во-вторых, в случае необоснованного отказа от добровольного удовлетворения требований, взыскать дополнительный штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.

Новый закон не добавил новых оснований ответственности страховых компаний и не внес существенных изменений в уже имеющиеся нормы, что, с учетом характера нововведений, выглядит довольно беспечно.

Прежде нормы закона позволяли гражданам довольно эффективно привлекать страховые компании к ответственности, так как денежная выплата была основным способом страхового возмещения, а сутью спора чаще всего являлся либо размер, либо срок выплаты.

Сделав восстановительный ремонт основным способом страхового возмещения, законодатель должен был снабдить его и четкой регламентацией качества ремонта, а также нормами об ответственности исполнителей и страховых компаний. И если вопросы качества ремонта законодатель скупо, но регламентирует, то вопросы ответственности игнорирует вообще.

На практике это может породить целый ряд спорных ситуаций: например, когда ремонт был выполнен в срок, но не качественно. Отсутствие норм об ответственности за качество проведенных работ, вынудит суды искать выход в субсидиарном применении других законов (того же Закона «О защите прав потребителей») и вырабатывать новые неочевидные, а значит, спорные подходы. Все это создаст почву для злоупотреблений со стороны станций технического обслуживания и страховых компаний.

Цель любого нового закона потребительской сферы - разрешить наработанные практикой проблемы, сделав отношения сторон прозрачнее, проще и понятнее, особенно в столь сложной и противоречивой сфере.

Достигает ли новый закон эту цель? На данном этапе, скорее заметно стремление к противоположному эффекту в угоду интересов страховых компаний. Однако судить окончательно позволит лишь практика: практика отношений страховых компаний и граждан, а также практика разрешения их споров.